Общая структура

Концепция серии

Если вы опытный программист, данный раздел даст вам возможность быстро ознакомиться с логикой системы Onyx.

Если вы новичок, то ознакомившись с информацией, опубликованной в данном разделе, вы изучите основную терминологию, используемую в этом онлайн-руководстве. Не пугайтесь новых названий и терминов, они обретут для вас свой смысл и логику, когда вы начнете использовать программу.

 

Приборы и диммеры

Платформа Onyx не разделяет приборы и диммеры. В нашей системе диммер – это прибор с одним параметром.

В шоу-файле может использоваться только один уникальный номер прибора. То есть в шоу у вас будет только один прибор «25».  То, что система не разделяет приборы и диммеры и не вынуждает вас переключаться между типами устройств и с одинаковыми идентификационными номерами, значительно упрощает выбор нужного прибора и сокращает количество нажатий разных кнопок, что выгодно отличает нашу платформу от других систем управления светом.

 

Мультиканальные приборы

Многие современные приборы, особенно это относятся к светодиодным решениям, предлагают пользователю возможность независимого управления отдельными «компонентами». Примером здесь может служить светодиодный прибор с полным вращением, у которого можно отдельно управлять 8 светодиодными сегментами, настраивая цвет и интенсивность.

При работе с приборами такого типа ONYX объединяет «отдельные элементы» с «мастер-прибором». И «мастер» будет управлять любыми параметрами, которые относятся к прибору в целом: интенсивностью, макросами, гобо и т.д. «Отдельные элементы» для системы будут внутри «мастера», и здесь вы сможете управлять независимо каждой «ячейкой» или «сегментом». В этом случае у «мастер-прибора» будет номер "X", а у отдельных элементов с "X.1" до "X.8" (последняя цифра может быть и больше, все зависит от того, сколько элементов у вашего прибора).

Если номер вашего прибора "301", то, чтобы выбрать его целиком, вам надо просто ввести в командной строке 301 Enter. Чтобы выбрать один сегмент, команда будет иметь следующий вид: 301.1 Enter.

 

Командная строка

Платформа Onyx использует структурированную командную строку, логика которой строится на базе общепринятых стандартов индустрии. Как только пользователь поймет общую идею данного инструмента, прописывание многих команд станет интуитивно понятным, так как мы создавали их на основе коммуникации художник по свету – оператор пульта.

«25-ому прибору 80%» в командной строке будет иметь вид 25 @ 80 Enter.

Логика командной строки строится на структуре Источник @ Цель «Ввод» (Source @ Target "Enter"). Данный сценарий легко понимается и быстро становится активным рабочим инструментом.

Чтобы сразу ознакомиться непосредственно с функционалом командной строки, переходите в раздел Справочник по командной строке.

 

Программирование и управление параметрами

Для создания и редактирования параметров приборов в Onyx, как и в других системах управления светом, присутствует специальное окно программирования.

Окну программирования принадлежит приоритет при прописывании значений параметров, если только оно не используется в режиме «Предварительного просмотра» (Preview). Значения заводятся в инструмент программирования автоматически, когда пользователь вносит изменения в параметрах прибора, а также при помощи команды LOAD и удаляются при помощи команды CLEAR.

Также в распоряжение пользователя предоставляется множество удобных ярлыков, которые позволяют осуществлять работу в программаторе быстро и эффективно.

При активации функции LiveTime окно программирования может быть использовано в качестве расширения к системе плейбеков. В этом случае запрограммированные кью очень легко и логично меняются в режиме реального времени.

Параметры прибора наглядно отображаются в специальном окне “Channel Visualizer” или CV, где пользователь может в удобной форме вносить изменения. Эти энкодеры мы называем "Attribute Controls". Все организовано так, что пользователь может видеть весь функционал конкретного прибора со всей его спецификой, и параметры регулируются буквально нажатием кнопки.

 

Пресеты (Presets)

Пресеты (или палетты, или фокус-группы) представляют собой еще один важный блок в структуре, который позволяет осуществлять быстрое программирование или эффективное редактирование кью. Пресеты подразделяются по группам в соответствии с функцией параметра, например, "Color" или "Gobo" (цвет или гобо). Таким образом, система разделяет прибор на его логические составляющие для удобства пользователя.

В пресетах записывается информация о значениях приборов, эффектов и временных настроек. Все данные соотносятся с кью, поэтому при обновлении пресетов поведение приборов изменится соответствующим образом. Таким образом внесение корректировок осуществляется достаточно легко. Пресеты, как и параметры разделены на группы и если, к примеру, пресет содержит в себе информацию о цвете то его следует сохранять в группу “Color”, если настраиваем Dimmer или Shutter-Strobe, то в этом случае, пресет сохраняем в группу “Intensity” и т.д.

Многие опытные операторы предпочитают потратить время на создание собственных пресетов. То есть они уделяют этому моменту не меньше внимания, чем написанию кью. Если вы представите пресеты в качестве отдельных элементов Lego, вы легко соберете свой собственный конструктор.

 

Кью и кью-листы (Cue, Cue-lists)

Прописанная «картинка», созданная в окне “Programmer”, сохраняется в кью. Одна кью может содержать как минимум, так и максимум параметров(4*), настроек тайминга и эффектов, то есть столько, сколько нужно пользователю. При этом кью может быть абсолютно пустой и не содержать в себе вообще никакой информации. Это бывает нужно для создания автоматизации через Macro.

Система позволяет запускать одновременно несколько кью из разных списков. Что это дает? При работе в живую, когда нужно подстраиваться под программу на ходу, пользователь легко создает и оперирует комплексными сценами. Или, наоборот, структурированно запускает нужные эффекты, четко следуя сценарию, как того требует, к примеру, театральная постановка.

По умолчанию программа оперирует кью с прописанными значениями,  это значит, что изменения программируются в кью, и на выходе кью выдает сумму всех значений в сочетании с предыдущими кью в одном и том же кью-листе.

Кью можно сохранять и повторно воспроизводить в различных типах кьюлистов, например субмастер (submaster), замещение (override), с ограничением (inhibitive), в последовательности (chase) или с таймкодом(timecode).

 

Эффекты (Effects)

В Onyx функция управления эффектами является продолжением работы с параметрами. У каждого параметра есть индивидуальная секция FX, в которой настраиваются значения.

Эффекты можно сохранять без ассоциативной привязки к значению параметров, что придает гибкость рабочему процессу – пользователи меняют настройки в режиме реального времени, смешивают эффекты, а также настраивают масштаб и скорость комплексных эффектов внутри списка кью. Эффекты сохраняются и воспроизводятся из специальной FX-директории (макросы).

 

Плейбек (Playback)

Плейбеки размещаются на фейдерах и физических кнопках, но также они есть  на экранной кнопочной панели. Все продумано таким образом, чтобы обеспечить пользователю быстрый доступ к сотням списков кью одновременно. Хотя сам плейбек принимает одну из физических форм (кнопка, фейдер или фейдер с кнопкой), кьюлисты, привязанные к нему можно переносить к плейбеку другого типа в любой момент. 

 

Grandmaster и Flashmaster

Эти два «специальных» фейдера под названием Grandmaster и Flashmaster отвечают за регулировку светового выхода любого кьюлиста или приборов, добавленных в Programmer платформы ONYX.

Если вы выводите Grandmaster с минимального значения на полное, он, соответственно, поднимает уровни интенсивности у всех активных плейбеков или приборов в Programmer.

Flashmaster устанавливает максимальный уровень по нажатию кнопки “flash” на любом кьюлисте. Также он определяет глобальную настройку для всех плейбеков. Функционал у этого фейдера очень мощный.

 

Трекинг (Tracking)

Трекинг – это функция системы, которая отвечает за то, чтобы внесенные изменения записывались только в кью.

Эта возможность очень полезна, когда кью нужно немного подкорректировать, сохраняя при этом основную «картинку». Если же вносятся глобальные изменения, каждая кью не надо будет обновлять отдельно, так как трекинг пройдет через весь список. По умолчанию Onyx записывает только изменения (Active Values – активные значения). Иногда у пользователя возникает потребность записать в кью активные и неактивные значения (Active-Inactive), например, в начале новой песни, в этом случае вы можете выбрать значения, которые записаны в кью в окне Record Options. Последнее появляется на экране при нажатии кнопки Record.

Record на Onyx